Чери Ху расскажет вам, как  платформа Patreon помогает артистам и клубам держаться на плаву…

Пандемия COVID-19 разрушила индустрию проведения мероприятий, и электронная музыка тоже значительно пострадала. Согласно последнему отчету IMS Business Report, фестивали и клубы, ориентированные на электронную музыку, оказались под угрозой потери до 75% своего дохода, что составляет 3,3 миллиарда долларов на конец 2020 года.

Из-за этого артисты всячески пытались найти другие каналы для получения прибыли, которые были бы такими же камерными, и которые приносили бы прибыль сопоставимую с живыми выступлениями. Откровенно говоря, доминирующие платформы для размещения музыки и социальные сети не подходят для большинства работающих сегодня артистов.

Попытка добиться успеха на аудио- и видеоплатформах, таких как Spotify, YouTube и TikTok, иногда напоминает лотерею и приводит к тому, что вы получаете копейки за прослушивание песни (если вообще такие выплаты есть), и вы получаете эти деньги только через несколько месяцев. Между тем социальные сети, такие как Facebook и Instagram, делают так, что для артиста или бренда практически невозможно охватить всю базу своих подписчиков без лишних трат на рекламу.

Но помимо этого, существует модель подписки — это модель десятилетней давности, при которой фанаты вносят регулярные взносы непосредственно своему любимому артисту или бренду в обмен на получение эксклюзивного контента и впечатлений, и она снова вошла в моду. И хотя эта модель, конечно, не решит все проблемы артистов, это эффективный путь для построения карьеры. Он основан на сочетании четырех аспектов — финансовой стабильности, гибкости цен, творческой свободы и прямого общения с поклонниками.

Возможно, самым известным примером успеха платных подписок является компания Patreon, основанная в 2013 году независимым музыкантом Джеком Конте (Pomplamoose и Scary Pockets), после того, как он разочаровался в доходах от рекламы на YouTube и в других социальных сетях.
За семь лет, прошедших с тех пор, Patreon совершил транзакций на сумму более 1 миллиарда долларов  между более чем 200 000 создателей и 6 миллионами их поклонников. И хотя многие другие виды бизнеса пострадали во время пандемии, Patreon по-настоящему процветал. Из примерно 200 000 создателей, которые в настоящее время работают на платформе, почти половина запустила свои страницы во время всеобщего карантина 2020 года.

Если рассматривать категорию музыки, то количество страниц авторов выросло на 200% за последние полгода, что сделало ее одной из двух самых популярных категорий на Patreon впервые в истории компании. В сентябре 2020 года компания привлекла финансирование со стороны венчурных инвесторов в размере 90 миллионов долларов  при оценке компании в 1,2 миллиарда долларов. Ронни Кригер, генеральный менеджер Patreon Europe и бывший консультант Modeselektor по работе с артистами, рассказал , что сейчас на платформе работают «тысячи» электронных исполнителей и музыкальных организаций. Самые яркие примеры среди артистов, продюсеров и ди-джеев — MIA,RAC, Anamanaguchi, Zola Jesus, Noisia, KOAN Sound, Kid Koala и Kyle Watson, а также лейблы и бренды, такие как London’s Rhythm Section International, New York’s Nowadays и San Francisco’s DNA Lounge.

Одним из артистов, который использовал эту парадигму процесса как продукта на Patreon, является Андре Аньос, который пишет музыку под псевдонимом RAC. Аньос объявил о своем туре 11 марта.  Он сделал первый пост на своей странице Patreon всего 10 дней спустя. Сегодня у него около 200 постоянных подписчиков, которые платят от 3 до 100 долларов в месяц  в обмен на доступ к десяткам эксклюзивных ремиксов, демо песен и бит-сайдов, а также к эксклюзивным трансляциям и виниловым пластинкам.

«Мне нравится выпускать такую музыку, которая никогда не будет официально выпущена», — говорит RAC, который уже и раньше старался сократить зависимость от прибыли которую приносят гастроли. «Что касается официальных релизов, мне нравится поддерживать качество на высшем уровне, но есть и другая аудитория, которым не нужен идеально выверенный продукт. Поклонникам нравится подсматривать за процессом. А мне нравится узнавать об их реакциях».

Важно отметить, что Patreon не всегда был таким модным в сообществе электронной музыки. Когда компания открыла свой берлинский офис в феврале 2020 года, «подписки и прямая монетизация не были частью стратегии большинства электронных исполнителей», — говорит Кригер. «В прошлом году мы были на ADE [Amsterdam Dance Event], и почти никто не знал о Patreon. Несмотря на то, что музыканты, вероятно, сами подписываются на сервисы по типу Spotify или Netflix, они никогда не рассматривали подобную модель для своей работы».
Причины этой смены в восприятии Patreon и других подобных платформ могут быть в равной степени технологическими и культурными. Во-первых, есть элемент личных чувств артистов, которые мешают им просить о прямой поддержке у фанатов, а также дискомфорт, который многие артисты испытывают при частом и достаточно открытом общении с поклонниками, а ведь именно это делает такую модель важной и ценной.

СТИГМА

В эпоху изобилия стриминговых сервисов существует и стигма, связанная с сокрытием треков за платным доступом (помните, когда стриминговые платформы тоже были эксклюзивом?). В августе исполнитель под псевдонимом Medasin на собственном горьком опыте узнал об этом, когда объявил в Твиттере, что в дальнейшем будет выпускать всю свою музыку исключительно на Patreon, и это станет наградой для его «истинных поклонников». Оригинальный твит, который с тех пор был удален, вызвал разную реакцию, некоторые фанаты его поддержали, но также был массивный поток негатива.

«Моим намерением было попытаться изменить способ восприятия музыки, после ее выпуска», — говорит нам по телефону Medasin. Сейчас он в своем доме в Далласе, штат Техас. «Хорошая музыка — это размытый термин, и это больше всего видно в сообществе продюсеров. В 2020 году стало намного проще создать отличный ритм на ноутбуке, чем это было в 2015 году. Слушать музыку сегодня также стало дешевле.
«Конечно можно сказать — хорошо, вы жалуетесь на такие сервисы, как Spotify, которые недостаточно платят вам. Так сколько же, по вашему мнению, действительно стоит хорошая музыка прямо сейчас? Но когда я увидел сопротивление, я понял, что пока такие платформы, как Spotify, все еще важны, ведь они предоставляют массу невероятной музыки за небольшие деньги, а значит мне будет действительно сложно реализовать новую модель».

На данный момент Medasin изучает другие варианты, например, Bandcamp, сервисы, которые могут ему помочь сохранить ощущение эксклюзивности, не отталкивая фанатов и не жертвуя популярностью. Тем не менее, чувство эксклюзивности и близости к артисту является значительным плюсом подписок, в которых приоритет отдается конкретному опыту доступному фанатам, объединенных по общим географическим регионам, интересам, ценностям и идеалам. Это особенно характерно для независимых площадок, таких как Nowadays и артистов, которые выступали на конкретных музыкальных площадках — и это действительно можно противопоставить беличьему колесу индустрии и стриминговых сервисов, которое в качестве конечных маркеров успеха современного артиста рассматривает только масштабы и скорость распространения.

«Не говоря уже о философии и вопроса: почему вы это делаете?», —говорит RAC. «Чтобы охватить миллионы людей? Может быть, но я устал от этих тараканьих бегов за гроши наSpotify, ведь порой это просто случайные прослушивания. Теперь у меня есть группа людей, которым нравится именно моя музыка и то, чем я занимаюсь, и которые, по сути, платят за это. Я могу работать на них, и даже если это небольшая группа, это будет интереснее и, возможно, более значимо».
И в конце стоит отметить, что самый большущий минус сервиса «Patreon» — это непомерно высокая комиссия за вывод денежных средств. Тут он уступает своему конкуренту Boosty