Почему кажется, что танцевальная музыка в последнее время стала такой жесткой и быстрой? Айзек Мук из Mixmag провел исследования, изучая влияние нового поколения клабберов и артистов — «играющих жестче»

К северу от Темпельхофер-Фельд, бывшего берлинского аэродрома, превратившегося в общественный парк отдыха, находится одно из самых посещаемых мест электронной музыки. Перед стенами, выложенными белой плиткой, освещенными единственной неоново-желтой, но иногда неоново-синей или неоново-любой другой лампой, установлен простой диджейский стафф – пара CDJ, иногда Technics 1200, 4-канальный микшер и два монитора Mackie. За последние пару лет установка хорошо привыкла к мощным и быстрым ударам бочки.

Эта сцена, конечно же, HÖR, туалетная радиостанция танцевальной музыки, которая за последнии несколько лет стала вирусной и заполняет боковую колонку рекомендации на YouTube с прямыми трансляциями диджеев. Несмотря на то, что букинг политика разнообразна – от олдскульного электро и транса до ro-минимала — многие сеты, ассоциирующиеся с платформой (и наиболее просматриваемые), представляют собой быстрое, бьющее в лицо техно.

На момент написания статьи увесистый 50-минутный сет украинской селекционерки Дарьи Колосовой от сентября 2021 года, с фейдерами питча на CD проигрывателях, почти постоянно сдвинутыми ближе к низу, посмотрели 2,3 миллиона раз, а два выступления SPFDJ собрали в общей сложности 3,5 миллиона просмотров.

Во время всемирного локдауна HÖR привлекал молодую аудиторию, которая достигла клубного возраста и жаждала как следует оторваться. Казалось, что HÖR было единственным, что происходило в то время”, — говорит Impulsive Behavior, 20-летний техно-диджей из Индонезии, ныне проживающий в Лондоне, чье звучание можно определить как жесткое и стремительное.

Благодаря сдержанной, но неряшливой эстетики, с его акцентом на звучание индустриальной эпохи, который можно ощутить только находясь на вечеринке в клубе, этот стиль стал идеальным противоядием от возни с закваской для хлеба, разведения комнатных растений и саундтрека жизни в стиле эмбиент, которые стали нашими спутниками во время бесконечных локдаунов эпохи пандемии.

С тех пор жесткое и скверное звучание техно – быстро воспроизводимое и еще быстрее микшируемое – прочно вошло в мейнстрим, особенно в Западной Европе.

Вместе с ним появилась целая плеяда артистов и коллективов, которые загоняют уровень BPM за пределы разумного. Например, коллектив Herrensauna, ездят по миру, а билеты на их шоу почти распроданы. Подпись в Instagram аккаунте лейбла ELEKTRA Чарли Спаркса, резидента Teletech, гласит: «КАЖДОМУ ПО БЫСТРОМУ БИТУ».

В июле 2021 года VTSS, известная своими шумными выступлениями, опубликовала в Твиттере скриншот — ответ на опубликованную ею в Instagram историю о выступлении в Париже, в которой говорилось: «Пожалуйста, в следующий раз быстрее и усерднее»

Но это происходит не только в техно-кругах, где шкала энергии, похоже, повернута на 11. Хардкор, наполненный брейками, и джангл стали главными в сфере 170 с лишним ударов в минуту, о чем свидетельствует получение наград Nia Archives в 2022 году.

Стиль Speed Garage нашел свое место не только в сетах ди-джеев этого жанра, но и в хаус и техно-сетах. Даже Young Marco, ди-джей, который почти десять лет назад сделал себе имя, играя диско-композиции и музыку в более душевной части спектра электронной музыки, теперь на полной скорости улетает за пределы транс-композиций 90-х.

Так почему же так много клабберов и промоутеров тяготеют к тем, кто расплавляет мозги и размахивает кулаками? Мы поговорили с некоторыми диджеями и тусовщиками, чтобы выяснить, что движет тенденцией и что это значит для музыки (если вообще что-то значит).

Сунил Шарп, долгое время выступавший на европейских и мировых техно-сценах и хорошо известный своими навыками, считает, что причина отчасти лежит в закрытии многих клубов в течение прошлого десятилетия. «Я думаю, что более жесткая и быстрая музыка развивалась по мере того, как клубная индустрия становилась меньше», — говорит он. «Индустрия ночных клубов по-своему регулировала темп играемой там музыки, но поскольку количество клубов сократилось за последнее десятилетие, сцена больше сместилась в сторону тех мест, где остался первоначальный дух рейв-культуры, когда темпы были быстрее”.

В этот период появились новые сцены, и кажется, что многие подростки, которые сейчас достаточно взрослые, чтобы выходить на улицу, не смогли пережить свой подростковый возраст таким же образом”, — продолжает он. “Это очень похоже на 90–е — очень специфические поджанры, такие как jungle techno, tech trance или hard acid, вернулись. Хотя это старые звуки, некоторые новые продюсеры здорово изменили стили и улучшили продюсирование”.

И именно это молодое поколение клабберов, диджеев и продюсеров находится в авангарде движения. Куэйл, настоящее имя Даррен Куэйл, с 2004 года возглавляет давнюю техно-вечеринку Глазго, Animal Farm один из самых влиятельных коллективов города, который в марте прошлого года запустил новое мероприятие под названием NEED 4 SPEED. Придерживаясь политики “БЕЗ РАЗМИНКИ”, он говорит, что идея пришла от AISHA, молодого ди-джея, с которым он сейчас работает на вечеринках, как ответ новому поколению клабберов и танцоров, посещающих его мероприятия после пандемии.

Это самые молодые люди, которых я когда-либо видел в клубах”, — говорит он. “Я смотрю на нашу статистику продажи билетов, и средний возраст раньше был где-то 23-24 года, а сейчас он составляет от 18 до 21 года”.

В обычное время люди постепенно влюбляются в клубы, вечеринки и электронную музыку, в то время как другие отходят на второй план. Но из-за пандемии, который свел два года этого цикла к одному дню, демографический сдвиг был сейсмическим.

«В целом мой взгляд на более быструю и тяжёлую музыку заключается в том, что многим людям исполнилось 18 лет во время пандемии», — продолжает он. «Они слышали о техно, но они никогда не бывали в клубах, они слушали треки дома, возможно, это были хард-данс, хардкор или рейви-хэппи-хардкор. И поэтому, оказавшись в клубе, они хотят услышать что-то очень быстрое, потому что они не слышали ничего другого».

Легендарный ди-джей и отмеченный наградами герой андеграунда Man Power тоже, как и Даррен Куэйл, начал замечать изменение темпа и энергетики музыки еще в 2019 году. «Я тогда сменил агента, и он сказал, что всё, что просят играть сейчас — это музыка с битами свыше 140 ударов в минуту», — говорит он. «Для меня было шоком, что люди описывали музыку по ее темпу, а не по тому, что она из себя представляла».

Однако в целом он рассматривает изменения как часть естественных процессов в танцевальной музыке. В 2008 году, когда он диджеил в лучах полуденного солнца на одном из первых фестивалей Electric Elephant Festival в Хорватии — предшественнике большого количества фестивалей, которые сейчас проходят вдоль Адриатического побережья, — люди подходили к нему и спрашивали: «Это что техно?!»

«Пять лет спустя ты играл техно в четыре утра, и люди подходили к тебе и спрашивали: «А где диско?», — вспоминает он. «Это происходит с любым новым поколением в любой момент времени, если вы молоды, вы хотите отвергнуть то, что было до вас, и вы хотите что-то, что полностью принадлежит вам, а культура танцевальной музыки — это по большей части молодежная культура».

“Моя музыка довольно жесткая и быстрая, и, вероятно, именно за это люди знают меня больше всего”, “но, забегая вперед, думаю ли я, что так будет и дальше? Я не знаю.”

В то время как она сама известна своими высокоэнергетичными сетами, полными неистового хардкора и джанглов, Mixtress считает, что репутация не полностью отражает ее звучание и вкус. 

«TikTok как-то связан с этим», — продолжает она. «Когда я диджею в Boiler Room, то играю другую музыку, потому что знаю, что молодежь это увидит. Но мои сеты иные, когда я играю в Fabric, ведь я знаю, что публика будет немного старше. Тогда я часто думаю: «Хорошо, что я могу играть более серьезную музыку».

«Не то чтобы музыка в Boiler Room несерьезна. Нет, она жёстче, быстрее, но она будто является подделкой», — продолжает она. «Не хочу говорит плохо про поколение Z, но отчасти всё это из-за излишнего внимания к ним. Я могу сыграть целый сет из этого контрафакта на студенческой вечеринке в Манчестере, и все просто будут сходить с ума — они это и делают».

Знание того, в каком контексте они играют, умение уловить настроение публики, которую они пытаются расшевелить, уже давно являются одними из ключевых навыков хорошего ди-джея. Но теперь танцевальная музыка потребляется и в ином ключе. Теперь стал необходим навык создание такого момента, чтобы люди смогли уложить часовой сет в короткий, всего лишь 30-секундный клип, который с помощью видео TikTok и роликов в Instagram позволит событию продолжить свою жизнь. 

«Современное общение происходит на огромных скоростях, как будто вы хватаете то, что перед вами, чтобы сказать то, что вам нужно», — говорит Man Power. «В настоящее время происходит переосмысление всех типов медиа, и я думаю, что танцевальную музыку втянули в это, поэтому в ней нет смысла, если она медленнее или тактичнее. Теперь она должна быть дерзкой, её должны просто швырнуть вам в лицо перед тем, как вы переключитесь на что-то другое».

Но, думая о приливах и отливах танцевальной музыки, разум должен начать задаваться вопросом, что будет дальше. Несомненно, по мере того, как биты становятся быстрее, хай-хэты тяжелее, а брейки интенсивнее, наступает конечная точка насыщения, прежде чем музыка превращается в стену шума.

Сунил считает, что перемены уже начались, и он замечает диссонанс между публикой и ди-джеями. «Новый темп и жесткость отпугивают старых фанатов, и это плохо для клубов», — говорит он. «Большую часть времени публика изо всех сил старается не отставать от темпа, я был на некоторых концертах, где музыка и реакция публики были в полном рассинхроне».

«Не поймите меня неправильно, я люблю быструю музыку, но иногда нужно считывать настроение публики. В моих сетах всегда были более жесткие и быстрые моменты», — добавляет он. «Но я отношусь к этому, как к переключению скорости на время. Это не должен быть мега-быстрый темп на протяжении всего сета. Я думаю вы ограничиваете себя таким образом. Иногда я могу продлить некоторые из быстрых фрагментов на более длительное время, если я считаю единодушную реакцию на танцполе. Я пробовал делать это и 10, и 15 лет назад, тогда не все были готовы отправиться в подобное путешествие».

Man Power задается вопросом о долговечности звука. “Сейчас большая часть музыки носит одноразовый характер”, — говорит он. “Все больше и больше речь идет о том, чтобы создать сумасшедший, раскрученный сэмпл, и чем глупее, тем лучше. Это не значит, что из него не выходит потрясающей музыки, я уверен, что изрядная доля классики появится снова.

“Но ничто из этого не является постоянным”, — продолжает он. “Темпы будут меняться вместе с модой, стрижками и обувью – в ту секунду, когда вы думаете, что знаете, что это такое и что важно, это та секунда, когда все изменится”.

Но, как свидетельствует его недавний успех, здесь всегда остается и будет место для музыки всех жанров и настроений. То, что является более очевидной тенденцией в определенных условиях и на определенных платформах, не обязательно полностью отражает спектр того, что происходит в танцевальной музыке. Андеграундные сцены существовали всегда, даже во времена, когда музыка в прошлом становилась все более бравурной, как, например, взрыв EDM в начале 2010-х или indie sleaze в 2000-х.

“Более глубокие, укорененные вещи всегда стоят на втором месте после мейнстрима”, — говорит он. “Я думаю, в этом разница между уличной модой и модой на подиуме – первая — это проявление креативности, а вторая — то, как все «это» распространяется на множество людей”.

И это та же история, только в обратном порядке. “Существуют жесткие и быстрые музыкальные стили, которые всегда были такими и останутся таковыми впредь”, — говорит Сунил. “Что изменится больше всего, так это количество людей, которые откажутся от этих стилей и будут неуклонно менять свою позицию”.

Танцевальная музыка всегда двигалась циклично – от пиков к спадам, от приливов к отливам, от легкого к утонченному – “Я не думаю, что мы движемся к большому минималистичному взрыву как это было в начале 2000-х. Я имею в виду, на самом деле, что это ни к чему не привело, не так ли?” — спрашивает Сунил. “Это просто стало тек-хаусом. Кроме того, не обязательно переходить на более быстрые темпы. Мне нравится, как они стали более популярными, просто когда имеет место выражение -”все или ничего», то тогда это начинает казаться нездоровым, совсем как в эпоху минимализма «.

То, что произойдет дальше в мире танцевальной музыки, на данном этапе действительно является полными домыслами. Но, возможно, как надеется Сунил, разговор может вообще уйти от темы скорости или жанра. Электронная музыка разнообразна, сложна и многослойна – BPM, конечно, это лишь один маленький элемент того, из чего состоит трек.

Джорджи Оно который уже почти 20 лет занимающийся диджеингом и продвижением вечеринок в Лондоне, считает, что слишком просто оценивать музыку только по ее скорости. «Я нахожу слово «быстрый» проблематичным, — говорит он. «Я думаю, что люди путаются с энергетической стороной этого, и они просто сосредотачиваются на быстром элементе».

После пандемии он заметил, что на его вечеринки стала приходить другая публика. Они жаждали определенной энергии, но они были открыты и для другого звучания и, прежде всего, для хорошей вечеринки. «Я просто вижу, что когда темп музыки увеличивается, они сходят с ума, но когда он меняется, они остаются, и они идут вместе с ним, и я действительно уважаю их за это», — говорит он. «Я очень уважаю людей, которые могут отказаться от того, что они считают подходящим, и принять то, что они обычно не слушают».

И разве открытость не является ключевым духом вечеринок и электронной музыки? «Когда вы говорите о «быстром» или «скорости», вам нужно говорить о его спектре», — продолжает он. «Потому что, в конце концов, речь идет о музыке».