Могут ли NFT произвести революцию в музыкальной индустрии, вернуть власть в руки артистам, обеспечить их новыми каналами дохода и автоматическую и соразмерную их работе оплату? Или это еще одна уловка криптоинвесторов, созданная из эгоизма, которая к тому же оказывает серьезное влияние на окружающую среду? Эту тему изучил Деклан Мак-Глинн 

Большинство людей впервые узнали о NFT в последние несколько месяцев. И скорее всего эта информация вызывала у них недоумение. Ведь если гифки с кошками и скелетами танцующими тверк начали продаваться за шестизначные суммы, то появляются вопросы о мотивах, обоснованности и цели аукционов NFT.

В марте американский продюсер и диджей 3Lau продал свою первую коллекцию NFT (всего 33 предметов) за 11,7 млн. долларов, Ричи Хотин провел серию аукционов, где продавал фотографии со своего личного TB-303, Граймс продала свой цифровой фентези-арт за 6 миллионов долларов, а коллекция Стива Аоки «Ловец снов» была продана за 4,25 миллиона долларов.

В том же месяце Aphex Twin продал AV-клип записанный в соавторстве с Weirdcore за чуть более чем 128000 долларов.Учитывая ошеломляющие суммы денег, которые тратятся на NFT, не говоря уже о первоначальной дезинформации вокруг NFT в целом, мнения разделились кто-то считает, что NFT положили начало новой революции в цифровых технологиях, кто-то, что это просто новая площадка для богатых, а кто-то, что это просто мания собирать деньги на рынке криптовалют.


Так что из этого правда? Попробуем разобраться.

NFT — это токен, тип файла, который хранит информацию о цифровом владении и расположен в блокчейне Ethereum — онлайн-реестре, в котором можно безопасно хранить данные. NFT — это невзаимозаменяемый токен. Заменяемый предмет — это то, что можно обменять на равнозначный предмет, например, монета в один рубль стоит столько же, как и другая монета в один рубль. Незаменяемость означает, что предмет уникален и его нельзя обменять на аналог, например, картину или что либо еще . Но тип товара не так важен.

Факт существования NFT и любые изменения, такие как продажа и иные сделки, постоянно записываются в блокчейн. Каждый «блок» связан с другими, что делает это сверхбезопасным способом: каждое изменение перекрестно проверяется с другими блоками для обеспечения согласованности. Кроме того, он децентрализован, поэтому нет единого глобального сервера, на котором хранится вся информация, что затрудняет совершение различных посторонних манипуляций.

NFT — это токен, который определяет право собственности и все метаданные цифрового актива. Художник может предложить эксклюзивные права на владения файлом в рамках аукциона — например, набор NFT от Illmind, но стандартный NFT чаще всего не включает в себя такие элементы. В случае с музыкой, будь то полноформатный трек или клип, предметом торга может стать URL-адрес, ссылающийся на MP3, WAV -файлы, о которых идет речь, в рамках продажи NFT. Вы покупаете только сам NFT, и, хотя у вас может быть доступ к файлу, это не мешает исполнителю загружать его в другие сервисы, такие как Bandcamp, YouTube или Spotify, или продавать его в рамках своих альбомов.

Следующий логичный вопрос: зачем платить тысячи долларов за файл, к которому у всех есть доступ? И нельзя ли бесплатно копировать, публиковать, загружать и повторно публиковать каждый цифровой файл? Это, вероятно, самое важное осознание, которое необходимо для понимания ценности NFT, и оно сводится к концепции дефицитности цифровых технологий.
«Публикация медиа в блокчейне хороша тем, что блокчейн может сделать эти медиа дефицитными и ценными, ведь до появления интернета медиа были дефицитными и ценными, а пиратства было куда меньше», — говорит Тревор Макфедрис, ди-джей и продюсер, который в конце 2000-х — начале 2010-х работал с Кешей, Кэти Перри, BANKS и Стивом Аоки. Он также стал одни из создателей популярного персонажа Lil Miquela, у которой более 3 миллионов подписчиков в Instagram и которая продала свою собственную коллекцию NFT в ноябре 2020 года за 82000 долларов, что в то время было самой дорогой покупкой на сайте аукциона NFT SuperRare. Деньги были переданы благотворительной организации Black Girls Code.
«Самое интересное в том, что блокчейн может сделать и средства массовой информации дефицитными, но при этом общедоступными», — продолжает он. «Любой может читать это медиа, но кто-то может им ВЛАДЕТЬ». До недавнего времени было практически невозможно обозначить стоимость того или иного файла. Содержимое файла могло иметь эмоциональную ценность для слушателя, зрителя или читателя, но сам файл ничего не стоил.

NFT — один из первых продуктов Web 3.0, который вышел за рамки чатов Discord и трендов в Reddit среди тех, кто занимается технологиями

Например, когда вы загружаете изображение в Instagram, Instagram технически владеет этим изображением и правами делать с ним все, что хочет, и если Instagram когда-либо исчезнет, все ваши изображения также исчезнут вместе с ним. Если говорить о продюсерах и диджеях, если SoundCloud или Mixcloud завтра исчезнут, ваши миксы и треки пропадут. В качестве альтернативы, если появится новая платформа, вам придется начинать все с нуля, повторно загружая свои треки и фотографии — и вы не сможете взять и скопировать список ваших подписчиков; SoundCloud владеет ими тоже. Хотя это не приносит пользы пользователям, это дает огромные преимущества платформам, которые используют ваш контент для обучения своих ИИ, создания наборов данных и отслеживания взаимодействий между пользователями. Это повышает ценность активов для их инвесторов или во время проведения IPO. Фактически, 43% интернет-трафика приходится на шесть крупнейших компаний.

Сейчас все больше обсуждается «децентрализованная» альтернатива, известная как Web 3.0. В этих идеях нет ничего нового, но волна новых обсуждений поднялась как раз из-за всплеска популярности аукционов NFT. По идее каждый файл должен хранится в одноранговой сети, что-то вроде торрента, а отсутствие централизованного хранилища данных и трафика будет означать, что пользователи не привязаны к какой-либо одной платформе и смогут проконтролировать свой цифровой след. Это могло бы помочь и артистам контролировать все что касается их музыки, включая установку стоимости передачи каждого трека, а также смарт-контракты, которые автоматически определяют размер и путь выплаты роялти в режиме реального времени, также вы сможете настроить сумму роялти за «вторичную продажу» NFT предназначенных создателю. “[NFT] могут позволить художникам самим определить ценность произведений, опубликованных на различных платформах за последние 20 лет », — говорит Макфедрис. «Музыка — самый ценный товар в Интернете, и артисты начинают понимать это, поскольку NFT позволяет назначить себе цену самим, а не полагаться на Facebook, Spotify и т. д.»

В то же время продажи виниловых пластинок в 2020 году выросли на 40%, а Bandcamp Fridayпринесла миллионы независимым артистам и лейблам. В недавнем подкасте, представитель британского лейбла Bandcamp Али Гилани заявил, что 40% покупателей платят больше стартовой цены, если им предоставляется возможность заплатить столько, сколько они считают нужным. Это демонстрирует, что фанаты хотят поддерживать своих любимых артистов за пределами стриминговых сервисов. Конечно, до 2020 года живые выступления и ди-джей-сеты заполняли эту нишу, но сейчас отсутствие доходов от концертов пролило свет на то, как мало артисты получают от стриминговых платформ.

Теоретически Web 3.0 — это невероятные перспективы, которые придуться по вкусу подавляющему большинству независимых артистов. NFT — один из первых побочных продуктов Web 3.0, который вышел за рамки чатов Discord и трендов в Reddit для тех, кто занимается технологиями, и стал массовым. Они быстро — возможно, преждевременно — стали прототипами потенциала Web 3.0, но, поскольку многие другие концепции этой технологии все еще находятся в разработке и не готовы для массового рынка, мы еще не скоро получим ответы на все свои вопросы.

Один из распространенных вопросов связан с тем как благосостояние будет делиться между людьми. Конечно, Disclosure может создать трек в прямом эфире на Twitch, создать для него NFT и продать за 40 тысяч, но как это повлияет на следующее поколение артистов? Понятно, что шестизначные суммы на аукционах могут стать стимулом для артистов, которые последний год не могли гастролировать и просто сводили концы с концами.

«Вероятность того,что вы получите значительную прибыль от размещения видео на сайте аукциона, при небольшой аудитории, довольно мала», — объясняет Мэт Драйхерст, музыкант, исследователь и преподаватель Института Клайва Дэвиса при Нью-Йоркском университете. Он и его жена, художница Холли Херндон, ведут подкаст «Взаимозависимость», который они сами описывают как «беседы с личностями, формирующими культуру 21 века». За последний год они поговорили о новой экономической стратегии для клубов с Ричи Хотином, кампании Тома Грея #BrokenRecord, которая привела Spotify в парламент Великобритании, а еще они приглашали к себе художника Дэвида Рудника, чей NFT «Stem» был продан в феврале за 20 000 долларов. А еще эпизод «NFTs for N00bs» тоже заслуживает вашего внимания. «Художники, работающие на грани своих возможностей, всегда создавали новые направления, — продолжает Драйхерст, — а инструменты Web 3.0 — самые мощные инструменты, которые я видел в своей жизни. Они несомненно подходят для того, чтобы исследовать пространство и придумывать, что будет происходить дальше».

Есть и другие примеры артистов, создавших музыкальные NFT по более скромной цене, в том числе британский продюсер Mr.Mitch, чей первый NFT был оценен в 171 доллар. Бруклинская артистка, продюсер и певица Latashá, создает множество токенов, и недавно продал визуальные элементы, связанные со своим новым треком, за 1923 доллара и на данный момент заработал около 7000 долларов от продаж NFT. «Это позволяет мне неплохо жить», — сказала она Vice. «Я — цветная женщина, у которой не было много денег или привилегий для продвижения своего творчества, поэтому я и освоила это пространство”. 

Грин видит в этих аукционах по-настоящему новый источник дохода, который будет доступен не только проценту самых известных артистов. «Может быть вам и интересно, что ваша песня будет загружена на Spotify и Bandcamp, а позже записана на винил, — говорит Грин, — но будет существовать и другая копия, которая будет выложена на этом веб-сайте, и какой-то суперфан заплатит за нее или кинет денег на Patreon, а кто-то может и подкрепит ее стоимость в 2000 долларов. Может быть, это еще один способ получить доходы, которые вы сможете использовать для компенсации своих расходов».

Эксперимент Грина окупился, но он не торопится создавать новое NFT. «Я думаю, что одна ваша часть думает:«Ух ты, на аукционе мы получили такой хороший результат, надо все переводить в криптовалюту, и все должно стать токеном», но, честно говоря, сила, которую дает эта технология, показала, что шутить с ней не стоит”.

Новая экономическая система

До сих пор мы рассматривали концепцию аукционов NFT, включая тематические исследования и инновационные примеры, но описывая опыт независимых артистов. Но судить о NFT только с точки зрения аукционов — значит сильно недооценивать их потенциал в решении реальных проблем как в музыкальной индустрии, так и за ее пределами. Так как же NFT может повлечь реальные изменения для ди-джеев и продюсеров?

«Прежде всего важно понять, что NFT — это просто тип файла, такой же как MP3 или HTML, вскоре он будет использоваться миллионами способов», — говорит Драйхерст. «Так уж получилось, что многие артисты сталкиваются с этим понятием в новостях об аукционах, где продают гифки за миллион долларов, и это может сбить с толку. Но NFT как формат файла, может сыграть роль в создании новых экономических систем, позволяющих группам артистов экспериментировать с различными способами сбора средств и обмена информацией с людьми». Многие ди-джеи не отправляют свои сет-листы в организации по защите прав после концертов, после чего деньги, выплаченные клубами и фестивалями за лицензии, не идут артистам, чья музыка звучала на мероприятии. Это глобальная проблема, ведь организации по защите прав из разных стран работают с разным базами данных. Если диджей играет в четырех странах в один уик-энд, очень сложно точно отследить эти данные и соответственно платить тем кому нужно и сколько требуется. Теоретически NFT может хранить информацию о продюсерах, авторах песен, инженерах микширования, всех, кто должен был получить гонорар за запись, и о том, каков должен быть их процент. Децентрализация этой технологии означает, что страны не будут отвечать за эти данные, решая огромные проблемы с администрированием и базами данных.

Мы можем передавать данные с помощью технологии распознавания музыки, например устройств со вшитыми приложениями типа Shazam, устанавливаемыми в клубах, либо с помощью облачных диджейских сервисов, таких как Beatport LINK, платежи могут происходить мгновенно и автоматически, и вам не придется ждать пока какая-либо организация выпустит свой квартальный отчет. Этот тип технологий называется смарт-контракт. Это хороший пример того, как NFT и Web 3.0 в целом могут принести пользу миру электронной музыки. А поскольку диджеинг все больше и больше перемещается в облачные сервисы, скоро тысячи треков, проигрываемые в барах и клубах по всему миру, можно будет мгновенно отслеживать в режиме реального времени.

Spotify уже начал свой путь интеграции с блокчейном,после приобретения  Mediachain Labs в 2017 году, стартапа, который «работал над использованием технологии блокчейн для решения проблем с атрибуцией».

Стриминговые сервисы на основе блокчейна уже существуют, и одним из самых многообещающих является Audius, над которым работали такие артисты, как Deadmau5, Rezz и RAC, генеральный директор Beatport Робб МакДэниелс, соучредитель Twitch Джастин Кан и бывший менеджер Avicii Эш Пурнури. В теории благодаря его децентрализованной структуре, он в конечном итоге станет самодостаточным сервисом, где будет возможен полный контроль со стороны артистов. Они смогут устанавливать свои собственные цены для всех продуктов —  от отдельных треков до индивидуальных занятий с ними в реальном времени. По словам генерального директора Audius Ронейла Румберга, более 100 000 артистов загрузили свои треки на сервис, и более четырех миллионов человек используют его для прослушивания музыки каждый месяц.

Будет ли Spotify, TIDAL и другие платформы на блокчейне более справедливыми с точки зрения оплаты труда артистов, или это просто еще один способ поставить себя на вершину пищевой цепочки в следующей версии сети, нам еще предстоит узнать.
Другой аспект заключается в том, что, хоть сам NFT расположен в надежной цепочке блоков, файл, на который он ссылается, подвержен любым проблемам, связанным с хостингами, даже если он размещен в защищенной одноранговой сети. Команда Check My NFT предупредила The Verge: «Выход из строя хотя бы одного жесткого диска может привести к безвозвратной потере многих активов».

Существующие соглашения между артистами и лейблами относительно устаревших каталогов также являются проблемой. Может произойти так, что с марта  2021 года NFT будут включаться в контракты между лейблом и артистом, но до этого момента они не были объектами рассмотрения. Вот почему подавляющее большинство музыки, созданной как NFT, является совершенно новой. Как все это может работать с уже существующими каталогами пока не ясно.
Если в результате абсурдной золотой лихорадки аукционов NFT и связанного с этим безумия со стороны средств массовой информации может произойти хоть что-то хорошее, то вероятнее всего этим станет то, что больше людей узнают о блокчейне и потенциале для альтернативного цифрового существования произведений различных артистов, которые он создает.